Драгоценные камни
Эффект кошачьего глаза
Эффект кошачьего глаза. Это явление возникает в результате отражения света от параллельно расположенных включений волокнистых и игольчатых минералов или трубчатых пустот.
Кварцевый кошачий глаз
Этот феномен наиболее эффектен, когда камень отшлифован в форме кабошона, причем так, чтобы плоскость основания располагалась параллельно волокнистым кристалликам или пустотам. При повороте камня тонкая световая полоска(кошачий глаз) скользит по поверхности камня.
Главная
Каталог драгоценных камней
Каталог минералов
Знаменитые камни и украшения
Термины и их значение
Месторождения драгоценных камней
Возникновение и строение камней
Торговые меры веса
Обработка драгоценных камней
Виды и формы огранки
Оптические свойства камней
Классификация камней
Магические свойства камней
Новинки на рынке камней
История драгоценных камней
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Обо всем понемногу

 



Copyright © Bejewel, группа "Атлас"  2009 г.
info@bejewel.ru



История драгоценных камней

1,2 - ретушированные ножи из полосчатой яшмы, 3 - пластинка 4,5 - наконечники стрел, 6 - скребок, 7 - железный нож, С древних времен камень привлекал внимание человека. Вначале он служил орудием труда и использовался как оружие на охоте. В обнаруженных поселениях древнего человека в СССР на Южном Урале найдены многочисленные изделия из яшмы и хрусталя - ножи, топоры, скребки, наконечники для копий и стрел и т.п.  

Первоначально камни подбирали с поверхности земли, а с неолита начали их добычу. Древние подземные разработки кремней найдены во Франции, Англии, Польше, Швеции, на о. Сицилия и в других местах. Во времена неолита наряду с различными разновидностями кварца стали использовать нефрит, жадеит, обсидиан и другие, твердые или вязкие минералы,образующие при сколе острые режущие кромки.
   
У некоторых народов нефрит служил материалом для изготовления оружия почти до настоящего времени. Так, в Новой Зеландии еще немногим более ста лет тому назад из нефрита делали наконечники для стрел.
   
В эпоху неолита камень играл еще одну важную роль - он был предметом религиозного поклонения. Из красивых блестящих кристаллов определенной формы делали амулеты, вырезали фигурки богов. Кроме того, камни шли на изготовление украшений. Так, на неолитических стоянках рядом с каменными орудиями труда и охоты археологи находят украшения из цветной гальки, кристаллов кварца Ираковин. А.Е. Ферсман писал: "Яркие краски речной гальки, прозрачность горного хрусталя, красота самоцвета не могли не привлечь внимания человека. Появился новый стимул для изучения камней, и человек начинает предпринимать далекие странствования в поисках их" . 
   
Рао БохадураНе потерял своего значения цветной камень и в дальнейшем. По мнению индийского минералога Рао Бохадура, изумруды в Индии стали известны за 2 тыс. лет до н.э., сапфиры и рубины Цейлона (Шри-Ланки) за 600 лет до н.э., а алмазы Индии за 1000-500 лет до н.э.

Добыча драгоценных камней, по-видимому, являлась одним из самых древних промыслов. Известно, что бирюзу добывали на Синайском полуострове за 3400 лет до н.э. Художественные изделия с лазуритом, амазонитом, гранатом, изумрудом, аметистом находят в захоронениях Древнего Египта. В горах Африки на берегу Красного моря добывали изумруды (2000 лет до н.э.) в копях, позже названных "копями Клеопатры".
   
В гробнице Тутанхамона найдено множество украшений, отделанных бирюзой и лазуритом. Жук-скарабей на нагрудной подвеске фараона вырезан из зеленого камня.

Из красивых твердых камней вырезали печати, на которых, по свидетельству Геродота, изображали богов, эпизоды сражений и т.д., символы профессии человека. В 2100-1800 гг. до н.э. в Египте стали делать печати сложных форм, изготовленные в виде священных жуков-скарабеев.

Во времена крито-микенской культуры (XXI-XIV вв. до н.э.) были широко распространены резные перстни-печатки, а также оружие и посуда, украшенные цветными камнями. В одной из гробниц найден кубок, вырезанный из целого куска горного хрусталя.
   
В индийских Ведах (XI-Хвв. до н.э.) упоминаются многие драгоценные камни. Древние индийцы считали, что драгоценные камни - это капли крови борющихся на небе богов; кровь падала на песок священного Ганга и превращалась в рубины и гранаты.

Древние индусы считали, что драгоценные алмазы образуются из "пяти начал природы": земли, воды, неба, воздуха и энергии.

Алмазы, как и население Индии, подразделялись на четыре класса-касты:

  • брахманы - чистые, бесцветные октаэдрические кристаллы,
  • шатрии - окрашенные в красноватые тона,
  • войшье - зеленоватого цвета,
  • шудры - серые.

   
На территории СССР самые древние ювелирные изделия с драгоценными камнями найдены в Грузии (захоронения XV в. до н.э. у г. Триалети, Ахалгорийский клад VI-V вв. до н.э.), Армении, Азербайджане. Обнаружены разнообразные украшения - браслеты, перстни, серьги, ожерелья и т.д. с сердоликом, агатом, бирюзой, лазуритом. На побережье Черного моря, там, где с V в. находились греческие города-колонии, также обнаружено большое число украшений с горным хрусталем, аметистом, халцедоном и другими цветными камнями. Манера исполнения, сюжеты и выбор камней свидетельствуют о сильном влиянии культуры Древней Греции.

В период I в. до н.э. - I в. н.э. на территории нынешней Белоруссии, в Полесье, у древних славянских племен уже были украшения из драгоценных камней. Так, при раскопке захоронения у с. Велемичи обнаружено ожерелье из синих и зеленых камней.
   
В других районах европейской части СССР сказывалось влияние культуры Средней Азии - Ирана, Хорезма, государств Кавказа. Так, например, при раскопках захоронений, относящихся к V-VIII вв., в районах Прикамья найдены украшения - бусы, ожерелья и браслеты из горного хрусталя, плазмы, празема-, а также бирюзы и лазурита - излюбленных камней Востока.

Обработка цветных драгоценных камней в древние времена была несложной. Как правило, она ограничивалась обкалыванием камня, резьбой, шлифовкой и полировкой. В раннем средневековье обработка ювелирных камней усложняется; камень вначале шлифовали на мелкозернистом песчанике, а затем полировали на свинцовой плите с кирпичной мукой или толченым мелким горным хрусталем. В результате получали выпуклые камни с блестящей поверхностью, похожие на современные кабошоны.

Обработанные таким образом камни применялись в разнообразных изделиях: ими украшались чаши и кубки, оружие, сбруи, церковная утварь и одежда. Чаще всего в изделиях XII-XIII вв. применялись аметисты, горный хрусталь, сердолик, изумруды, сапфиры, бирюза. Так, в Государственном Эрмитаже хранятся реликварии, распятия, складени и другие изделия Франции и Германии XII-XIII вв., которые отделаны перечисленными драгоценными камнями.
   
В XIV-XV вв. в Западной Европе культура и техника обработки цветного камня значительно возросли. С 1327г. в Брейсгау (Германия) начали работать "шлифовальные мельницы" с водяным или ручным приводом, в 1350 г. такая же мельница была построена в Праге, в 1385 г. - в Нюрнберге, а затем и в Идар-Оберштейне. В 1400г. немецкие мастера появились в Париже, где в 1456 г., видимо, впервые начали обрабатывать алмаз алмазным порошком.
   
В странах Европы до XV в. искусство глиптики не развивалось, хотя камеи и инталии античных времен пользовались неизменным успехом. М.И. Пыляев пишет, что Карл Великий геммой с изображением Юпитера скреплял документы, а Пипин Короткий для этих целей использовал гемму с изображением Бахуса. 
    
   

 

Опализация
Опализация. Это радужная игра цветов у благородного опала, меняющаяся с каждым поворотом камня. Причину явления можно увидеть с помощью электронного микроскопа с 20 000-кратным увеличением.
Перелив цветов (опализация) у черного опала. Австарлия.
Мелкие шарики минерала кристобалита, включенные в силикагелевую массу, вызывают явления отражения и интерференции света.
Реклама

здесь могла бы быть ваша реклама


Fatal error: Call to a member function Get_Links() on a non-object in /home/u98163/bejewel.ru/www/templates/page.html on line 241